Ну что вам сказать за заграницу...
Глянула я таки "Последнюю дуэль" Скотта по навотке Марка Файнберштейна.
Дивная фильма.
Нет, не все хорошо, не все ровно, - как говаривал незабвенный сын турецкоподданного. Но главное, с̶т̶у̶л̶ь̶я̶ ̶ц̶е̶л̶ы̶ повесточка на месте. Очень актуальная и широко известная в узких кругах повесточка. "Миту" называется.
И ей, этой повесточке, подчинено все действо.
Ну и антураж соответствующий.
В фильме нет ни одного положительного мужского персонажа. Ни одного. Даже муж к̶о̶т̶о̶р̶ы̶й̶ ̶о̶б̶ъ̶е̶л̶с̶я̶ ̶г̶р̶у̶ш̶, который вроде как поддержал жену, согласившись на поединок чести с насильником, на поверку печется исключительно о своей, будь она неладна, дворянской чести.
Как же, против этого тупого мужлана де Карружа, который, в отличие от своей умницы и красавицы Маргариты, не в курсе, как управлять поместьем, не обучен грамоте даже на родном языке в пику своей утонченной и образованной полиглотке и даже не в состоянии качественно тра... довести жену до кульминации, отчего она каждый раз восходит на супружеское ложе со стоической миной на лице и, похоже, вспоминает в эти минуты трагедии Эсхила, совершено имущественное преступление!
Да-да, женщина веками была ЕГО имуществом, а ОН еще смеет торговаться из-за приданого, мелочный какой, ишь, и поэтому ОН не отмоется до конца дней этого мира!
И кому, спрашивается, нужна эта самая честь? Уж явно не оплакивающей свою загубленную жизнь героине, шастающей по просторам фильма с непокрытой головой.
Или бывший мужнин дружбан, этот интриган и насильник де Гри, одним глазом читающий на латыни Вергилия, а другими эээ... частями тела принимающий участие в оргиях подлючего Алансона, которого, похоже, полностью списали со старины Уайнстайна.
Странно, что, уезжая по делам, муженек на Марго пояс верности не напяливал. Хотя как бы тогда этот подонок де Гри смог воспользоваться беспомощным положением бедной женщины со всеми вытекающими...
Фи, в общем, эти белые европейские гетеросексуальные мужчины.
Зато женщины там показаны добродетельными ангелами, и даже великосветские шлюхи играют свою позорную роль не из любви к искусству, а исключительно чтобы потрафить этим... Не умеющим и пяти минут свой штуцер в штанах удержать...
И даже подруга-предательница и деспотичная свекровь в действительности оказываются такими же жертвами тиранов-мужей, не пущающих и запрещающих, либо мужланов-насильников, память о делишках которых и спустя десятилетия может изменить лицо практически до неузнаваемости...
Что касается передачи самого духа Средневековья...
Странно, что сто лимонов чистого бюджета, отваленных продюсерами, не спасли фильм ни от ляпов с костюмами (чего стоят хотя бы доспехи, от которых с легкостью отскакивают стрелы, и рыцарские шлемы, оставляющие открытым половину лица), ни с антуражем (угу, пластиковые стеклопакеты на окнах средневековых замков, шириной в ползамковой стены - то еще зрелище), ни от людей, которые по странной прихоти режиссера вдруг попали из Лос Анджелеса двадцать первого века во Францию четырнадцатого, где и ведут себя соответственно духу своего времени и собственным представлениям о прекрасном.
Чесслово, явно куда более скромный бюжет, которым располагал ВВС в девяносто седьмом при съемках "Айвенго", не помешал воссоздать именно Средневековье, а не его огламуренную версию а-ля "Последняя дуэль". Прямо какая-то обратная связь между величиной бабла и качеством картинки...
Как говорится, спасибо уже за то, что эээ... разноцветные этнические меньшинства в рыцарское сословие и аристократию не затесались.
Боевка заслуживает отдельного ахуя. Нет, может, в Средние века и были какие-нибудь герои-пехотинцы, которые, обкурившись шышек, в количестве примерно шести человек кидались под ноги нехило так вооруженным конным воинам числом примерно сто пятьдесят, и останавливали их, как камикадзе Отечественной, бросаясь под вражеские танки с гранатой наперевес... Но у камикадзе Отечественной хотя бы имелись гранаты.
Ну и грубые шотландские воины, согнавшие в свое время бедных пиктов к скалистым берегам, лишив мир верескового меда, и обратившие проклятого француза в бегство, посылая на его голову горящие стрелы...
Это было эффектно, но не более.
Фильм показывает нам одну и ту же историю глазами трех ее участников. Слегка меняется лишь ракурс съемки, да в версии де Гри героиня явно не прочь, отчего все это выглядит нудным и затянутым.
Режиссер не ставит своей целью хотя бы попытку разобраться в исторически спорной ситуации, а вот так, сходу в верхней части версии под номером три алеют буквы "итс тру".
И толпы ликующих простолюдинок в конце. Прямо как в финале Кубка Стэнли "Ванкувер - Рейнджерс" в девяносто лохматом году.
Надо же, сестру по гендеру оправдали. Счастье-то какое!
В общем, дивная манера переноса реалий Средневековья (кстати, не стоит думать, что оно было исключительно темным и невежественным; скорее, так можно назвать составителей советского учебника и прочих пропагандонов социалистической повесточки в отдельно взятой стране), подхваченной теперь всем "передовым члавечством" вообще и американской киноиндустрией, как его авангарда, в частности, на хорошо унавоженную почву наших дней... Уошингтонский обком может быть доволен.
Очередной гвоздь вбит в крышку гроба гетеросексуального белого мужчины. Очередная индульгенция на безнаказанное оболгание любого мужика, запуганного двадцать первым веком, получена.
Мне всегда казалось, что монохромный мир - удел исключительно детей и подростков-максималистов, и что к восьмому-то десятку картина мира просто обязана быть разбавленной какими-то полутонами, а вот поди ж ты...
Слава печенькам, хоть финальное мочилово с эффектным засовыванием кинжала в глотку врагу, не подкачало. Правда, зрелище сие не для слабонервных.
Очень надеюсь, что на продолжение Гладиатора у Ридли не хватит бюджета. Кто знает, что за очередная повесточка в нем будет освещена во всей красе?
Ей-богу, лучше первых "Чужих" пересмотреть...
Comments (1)
Доспех такой, на пол-морды, реально помню. Вот только доспех-то минимум 15-го века, если я хоть чего-то помню. Эпоха Возрождения, сиречь. И если совсем пытаться вспомнить, то такую броню кроме как в головах иллюстраторов другого Скотта (соответственно, Вальтера) таскали лошадки марки "дестрие", которые больше были похожи не на тонких-звонких, а на тяжеловозов, и с галопом не очень дружили.